Развитие ИКТ- компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Развитие ИКТ – компетентности педагога

Компете́нция (от лат.competere — соответствовать, подходить) —                                                           способность применять знания, умения, успешно действовать на                                                               основе практического опыта при решении задач общего рода, также,                                                           в определенной широкой области 
Информационно-коммуникативная компетентность педагога
– это  комплексное понятие.Это  целенаправленное, эффективное                                                             применение технических знаний и умений в реальной  образовательной                                                     деятельности.                                                                                                                                             

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности обучающихся.
Следует помнить об ИКТ – компетентности, формирование которой должно проходить на всех занятиях (а не только на уроках информатики). В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого педагог должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим педагог сам должен обладать набором определенных ИКТ - компетентностей.                                         Прежде всего необходимо   различать  ИКТ-грамотность   и                                                                                                              ИКТ- компетентность педагога:                 
ИКТ-грамотность
ИКТ-компетентность
 знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.


Под ИКТ - компетентностью педагога подразумевается личное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности педагога должен носить развивающий характер.
Современный педагог дополнительного образования (как и учитель-предметник и воспитатель ДОУ)   должен обладать базовыми качествами педагога (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями,  необходимыми  для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения.
А также педагог должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания преподаваемого предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность педагога:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во - вторых, педагог, используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.
В - третьих, для педагога открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок. Немало важную роль занимает использование электронных пособий на занятиях.
Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ребенок получает навык самостоятельной работы,  повышается уровень восприятия материала, в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
В - четвертых, педагог  может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие  знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.
В - пятых, педагог  с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.
В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
Дистанционное обучение;
Оn-line тестирование;
Участие в дистанционных олимпиадах;
Конференции;
Виртуальные экскурсии;
Поиск различной информации.
Это ещё узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для педагогов.
Компетентный педагог в области ИКТ  должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.
ИКТ - компетентность педагога, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный педагог должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.
Необходимо, чтобы каждый педагог понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механиче­ский пе­дагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возмож­ности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для твор­ческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Уровень профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации современного образования, его способность к профессиональному совершенствованию в МКОУ ДОД ЦВР СГО изучались методами тестирования (приложение № 1) и анкетирования. Что это дало?
Тестирование показало: 37,5% педагогв  испытывают трудности при внедрении современных компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, 44% не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Анкетирование позволило определить профессионально-личностные особенности педагогов, которые могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
В то же время в профессиональном развитии педагогов обозначились следующие проблемы:
• Низкий уровень овладения инфокоммуникационными компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки учебно-воспитательной работы с детьми  дошкольного и школьного возраста (начальная школа)(44%);
• сложившиеся стереотипы педагогической деятельности среди педагогов с большим педагогическим стажем(20%);
• недостаточная активность педагогов в предоставлении  своего опыта работы(25%).
В настоящее время не решена проблема технического оснащения Центра, что не позволяет педагогам наиболее оптимально решать учебно-воспитательные задачи в соответствии с современными государственными стандартами.
В связи с этим повышение уровня инфокоммуникационной компетентности педагогов и решение проблем внедрения и использования педагогами информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательной процесс Центра становится актуальным.
Анализ сложившейся ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
• неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе педагогической деятельности;
• возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и недостаточностью оснащения материально-технической базы информационными ресурсами для создания педагогического пространства в ЦВР.
Информатизация структурных подразделений Центра – это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку баз данных.
В 2014/2015 учебном году Центр начнет разрабатывать и реализовывать программу по информатизации.
Главная цель программы:
Создание единой информационно-образовательной среды на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образование
Задачи программы:
·        обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
·        обеспечение условий для формирования информационной культуры педагогических, административных кадров Центра;
·        укрепление материально-технической базы;
·        обеспечение средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;
·        создание условий для взаимодействия семьи и Центрвсех участников образовательного процесса через единое информационное пространство.

Новое качество образования связано с более активным использованием электронных (мультимедийных) учебных материалов, которые могут дорабатываться и корректироваться самим педагогм при наличии у него знаний и соответствующей подготовки. Поэтому одной из поставленных задач перед педагогическим коллективом было совершенствование форм и методов подготовки педагога к формированию навыков работы в информационной среде. Важным моментом является повышение квалификации, непрерывное образование педагогов, осознание необходимости использования ИКТ в своей работе и повышение общей информационной культуры.
Однако цель программы — создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования через активное использование информационных технологий — продолжает быть актуальной для Центра. Несмотря на значительные достижения в области использования в образовательном процессе информационных технологий, остается ряд проблем:
- отсутствие серверного программного обеспечения не позволяет организовать документооборот между участниками учебного процесса (руководителями структурных подразделений);
- небольшая скорость работы Интернета, замедляет процесс обмена информацией и возникает риск несвоевременности или недоступности, в режиме он-лайн;
- эпизодическое применение информационных технологий рядом педагогов;
- отсутствие осознания родителями необходимости приобщения к информационному полю Центра.

    В  2014/2015 учебном году перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
1.     Приобретение серверного ПО и серверного оборудования;
2.     Дальнейшее укреплению материально-технической базы школы в соответствии с ФГОС;
3.     Создание условий для повышения дистанционной активности обучающихся  и педагогов;
4.     Усилить работу по привлечению  обучающихся к участию в интернет - проектах, конкурсах;
5.     Продолжить работу по обновлению сайта Центра, создать творческую группу, состоящую из педагогов и обучающихся Центра для более оперативного внесения информации на сайт.
6.     Создание электронного портфолио или личного сайта педагога.






Приложение № 1

ТЕСТ
сформированности ИКТ-компетентности педагогического работника

I. Выберите один правильный ответ:

1. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ МОНИТОРЕ КОМПЬЮТЕРА И КЛАВИАТУРОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ САНПИН 2.4.2.2821-10)?
1) Не более 10 минут.
2) Не более 15 минут.
3) Не более 20 минут.
4) Не более 25 минут.
5) Продолжительность применения данных технических средств не ограничена.
2. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСМОТРА СТАТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА УЧЕБНЫХ ДОСКАХ И ЭКРАНАХ ОТРАЖЕННОГО СВЕЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 – 11 КЛАССОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ САНПИН 2.4.2.2821-10)?
1) Не более 10 минут.
2) Не более 15 минут.
3) Не более  20 минут.
4)  Не более 25 минут.
5)  Не более 30 минут.
6) Продолжительность применения данных технических средств не ограничена.
3. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ БЛОКОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ И ОБЪЕМНЫМ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ НАПОЛНЕНИЮ?
1) Информационные ресурсы по учебно-воспитательной деятельности.
2) Информационные ресурсы по культурно-просветительной деятельности.
3) Ресурсы по информационно-методической деятельности педагогов ЦВР.
4) Информационные ресурсы по научно-продуктивной деятельности.
5) Информационные ресурсы по административно-хозяйственной деятельности.
4. ЗАКРЫВАЮТ ОТКРЫТЫЙ ДОКУМЕНТ НАЖАТИЕМ НА СЛЕДУЮЩУЮ КНОПКУ:
1)
2) 

3)
4)



5. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДАЛИТЬ ПУСТУЮ СТРОКУ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ НУЖНО НАЖАТЬ КНОПКУ
1) Пробел
2) Enter
3) Delete
4) Insert
6. НА ОСНОВЕ ЧЕГО СТРОИТСЯ ЛЮБАЯ ДИАГРАММА?
1) книги редактора электронных таблиц
2) графического файла
3) текстового файла
4) данных таблицы
7. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЯЧЕЙКИ В РЕДАКТОРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ?
1) имя
2) адрес
3) размер
4) значение
8. ПРОЦЕССЫ, МЕТОДЫ ПОИСКА, СБОРА, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ И МЕТОДОВ – ЭТО
1) информационно-коммуникационная технология
2) дистанционные образовательные технологии
3) информационная технология
4) открытое образование

II. Выберите несколько правильных ответов

1. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО)?
1) Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.
2) Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.
3) Систему духовно-нравственных ценностей.
4) Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
2. ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ПЕДАГОГА КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИОС?
1) Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т. п.
2) Отдельный компьютер в любом месте Центра для доступа к информационному пространству ЦВР
3) Компьютерный класс с 10 – 15 рабочими местами учеников и ПК пелагога
4) Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
5) Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
6) Отдельный компьютер с мультимедиапроектором и другим подключенным оборудованием в предметном кабинете
3. К КОМПЕТЕНЦИЯМ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТНОСЯТСЯ:
1) наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;
2) умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательного процесса;
3) владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
4) наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
4. КАКИМИ СРЕДСТВАМИ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ?
1) Web-форум
2) Медиапроект
3) Web-доска объявлений
4) Чат-конференция
14.  КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ БЫВАЮТ
1) линейные
2) интерактивные
3) показательные
4) циркульные


























КЛЮЧ к тесту по ИКТ

№ задания
Верный ответ
Тестовый балл
Примечания
1.                   
3
1
В заданиях 1-9 – 1 балл выставляется, если ответ тестируемого совпал с верным ответом; 0 – если не совпал
2.                   
4
1
3.                   
2
1
4.                   
1
1
5.                   
3
1
6.                   
3
1
7.                   
4
1
8.                   
3
1
9.                   
3
1
10.               
124
1
В заданиях 10-14 – 1 балл выставляется если ответ тестируемого полностью  совпал с верным ответом,  0 баллов –  при наличии хотя бы одной ошибки
11.               
1346
1
12.               
134
1
13.               
134
1
14.               
12
1


1 комментарий:

  1. "Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах"

    Д.А.Медведев
    01.12.2010 г.

    ОтветитьУдалить